Янис Валтерс (Курав) родился в семье торговца и городского ратмана. Художник, теоретик и художественный педагог Янис Валтерc вместе с Янисом Розентальсом и Вилхельсом Пурвитисом внесли значительный вклад в развитие латышского искусства в XIX-XX вв.
Но в 1906 году, с фамилией Валтерс-Курав он работал в Германии. В своей работе он путешествовал с 19-го века. От конца реализма и импрессионизма до немецкого экспрессионизма, близкого к языку формы, создавая на каждом из этапов стилистического развития выдающиеся произведения искусства, формирование которых сыграло важную роль в живописи и музыкальных отношениях.

Учебные годы
Он учился в Елгавском высшей школе, изучая скрипку и проявляя интерес к музыке, которая навсегда стала источником творческого вдохновения и теоретического прочтения. Там же он встретил своего первого учителя в искусстве – преподователя рисования и черчения Курта Виснера, который оценил талант мальчика и посоветовал учиться дальше поступив в студию Деринга. В это время Валтерс много путешествовал по Земгале, хорошо познавая ее прероду и разыскивая мотивы студий.
В 1889 году Валтерс поступил в Петербургскую академию художеств и учился под руководством А. Кившенко и В. Маковского. В 1894 году он закончил академию с дипломной работой «У порта» и получил II степень художника, потому что уже во время студий он получил серебряные медали I и II степени.

С 1893 года художник активно участвовал в студенческом кружке «Рукис», который обьединял латышских представителей творческих профессий в Петербурге.
После окончания академии он устремился к самостоятельному творчеству поскольку на дальнейшую учебу недоставало средств.
В 1894 году художник в Елгаве организовал первую выставку, где показал свои работы, и также работы из собрания городского музея и частных коллекций.
В 1896 году вместе с другими латышскими художниками Валтерс устроил Этнографическую выставку в Риге.
Вместе с Пурвитисом он активно участвовал в Петербургских выставках и в академических Весенних выставках был членом жюри.
В 1897 году художник поступил в мастерскую В. Маковского в Высшей художественной школе Петербургской академии художеств, которую закончил дипломной работой «Рынок Елгавы».

Период в Елгаве
После окончания академии Валтерс в Елгаве предался активной общественной и художественной жизни. Второй этаж дома своего отца он выстроил как мастерскую, где собиралась местная интелигенция, проводились музыкальные вечера и художник руководил своей студией. В это время Валтэрс пишет легко, импресионистически, и в его работах немного можно опознать присутствие русской школы реализма.
В 1898 – 1904 годах художник устроил несколько выставок своих работ в Риге, Елгаве и Кокнесе, но критика не очень благосклонна к нему, хотя небольшая работа «Мальчики купальщики» обрела успех как в Берлинской Сецесии, так и в выставке «Мир искусства» в России. Но разногласия перерасли в глубокий конфликт и Валтерс покинул родину навсегда в 1906 году эмигрируя в Германию, где он жил до конца жизни.

До 1905 года он принял участие в около 30 выставках в большенстве в России и Западной Европе.
В эмиграции Валтэрс устремился к актуальным художественным течениям в Западной Европе того времени, начинаеться развитие его творчества в направлении экспрессионизма. После переезда в Германию художник своей подписи начинает присоединять добрачную фамилию матери – Курав.
Приехав в Германию он поселился в Дрездене, где первоначально подработавал в местном оркестре играя на скрипке. Участвуя в художественных выставках в Германии (Берлине, Дрездене, Мюнхене, Дюссельдорфе и др.) Валтерс постепенно становился известным как живописец.
Творчество Германского периода можно разделить на два больших этапов по месту жительства художника – 1906 – 1917 года период Дрездена и 1917 – 1932 (до своей кончины) Берлинский период.
Период в Дрездене
Художественное творчество постоянно сочеталось с педагогической работой в студии рисования, в которой собралось много заинтересованных людей, заставив написать, что «стиль Яниса Курава создал школу в Дрездене». В его живопись наряду с пейзажем и портретом, вошли образы банкетов, театров и музыки, но исчезли многовековые художественные метафорические настроения.




Общение с пост-импрессионизмом и немецким поздним импрессионизмом усилило как стилизованный декоратизм, так и выражение цвета, формы и текстуры, колебания ритмов стали более жесткими, и изменился общий эмоциональный тон изображения. Импрессионистская светотень и отражение на поверхности воды, в листве деревьев и искусственно освещенных помещениях превратились в декоративные яркие контрастные цветовые пятна, сравнимые со стилистикой работ “кукурузно-початочного периода” известного венгерского художника в Дрездене Йожефа Риппл-Рона.
Валтерс установил тесные связи с музыкантами, но до сих пор он не подтвердил легенду о том, что он заслуживает средств к существованию, играя на скрипке в Дрезденском оперном оркестре. Поэтому впредь Валтерс подался в живопись, как его современники Роберт Штерль и Адольф фон Манцел, в тематической немецкой традиции живописи.
Проведённые в Дрездене десять лет были самым активным периодом общественной работы Валтерса, в течение которого после первый успешный персональной выставки последовали ряд других смотров в различных немецких городах. В 1911 году последовала Международная художественная выставка в Риме, избрание совета организации в группу художников Dresdner Kunstgenossenschaft “1913“ и члена правления, но Валтерс не был связан с экспрессионистами группы «Die Brücke».
Летом Валтерс и его ученики работали на пленарных как в Дрезденском районе, так и в других местах, и эта традиция продолжалась после переезда Валтерса в Берлин в 1916 году.
Период в Берлине
Во второй половине 1910-х годов внимание Валтерса сосредоточилось на Поле Сезанне, французском искусстве и кубинских экземплярах. Его 20-летней живописи характерны были не только прямой немецкий контекст экспрессионизма, но и весь ранний опыт модернизма и в его изучении была разработана креативная концепция, которую Валтерс представил в педагогической работе, используя в теоретических очерках, готовя их к выпуску книги (часть рукописных копий в различных вариациях сохранились в нескольких частных коллекциях в Германии).
Основным источником творческой работы в сознании Валтерса была визуальная реальность как “живопишущая сущность” (Malasse Dasein), но элементы его живописи становились более независимыми, хотя художник отверг абстракцию свободного выражения. Валтерс искал “недостающий промежуточный этап импрессионизма и современной абстрактной живописи”, разработал абстрактный характер изображения природы, в котором удаление от натуральных эффектов и описательных элементов сделали возможным построить автономную колористическую и декоративную структуру, которая отражала пейзаж или внутренний ритм настройки модели.



Он осознал неспособность соревноваться с красочностью природы, поэтому он хотел почувствовать связь цветовых аккордов мотивов в абстрактной мелодии и перенести её в тональность выражений художника.
На данном этапе, новое звучение получили ритмичные выразительные поверхности воды и мотивы деревьев, которые так ценят в Елгаве.


С этими работами логически закончилось внутреннее гармоничное развитие, которое отличалось от тогдашних основных тенденций немецкого искусства.
Во время Берлинского периода Валтерс не особенно рвался к публичности за пределами своих хорошо посещаемых занятий, и свои работы редко передавал широкой публике. Поэтому многие любители искусства узнали об этом художнике только после его смерти.
Валтерс умер 19 декабря 1932 года, никогда не зная власти Гитлера. В следующем году его мемориальные выставки проходили в Берлине и Дрездене. Последняя выставка совпала с Дрезденской выставкой «Изгнанное искусство», на которой также можно было увидеть «Вынная гора» Валтерса.
Сын художника от его первого брака основное творческое наследие отца привез в Латвию, а в 1939 году в художественный музее в Риге прошла обширная мемориальная выставка, с которой многие из экспонатов до семейной эмиграции в Германию смогли пополнить латвийские музеи и частные коллекции.
Работы и судьбы немецких школьников, под влиянием Валтерса, которые в значительной степени подорвали нацистский режим, в последних десятилетиях всё чаще попадают в поле зрения искусствоведов и коллекционеров, просвещая выставки и публикации, в той или иной степени делясь информацией об учителе-художнике, имя которого в современной Германии знакомо лишь узкому кругу любителей.
Источник: Latvijas mākslas vēsture